Проект направлен на повышение пропускных и провозных способностей магистрали, подготовки инфраструктуры к пропуску поездов повышенной массы (7100 тонн) и длины (71 условных вагонов и более). Объём капитальных вложений в реализацию инвестиционного проекта в период с 2013 по 2020 гг. составляет порядка 108,6 млрд рублей, из которых Финансирование за счет Государственного бюджета РФ – 3,169 млрд руб., ОАО «РЖД»; – 82,813 млрд руб., ФНБ – 22,639 млрд руб. В 2018 году общий объем инвестиций по проекту составил 8,4 млрд рублей. В 2019 году работа по проекту продолжилась. Велись работы по реконструкции 12 станций на участке Петровский Завод – Архара, удлинению приемо-отправочных путей парка «А» станции Белогорск-2. Завершено строительство и введены в эксплуатацию дом отдыха локомотивных бригад на станции Сковородино и эксплуатационное предприятие на станции Могоча. Было продолжено строительство корпусов пунктов технического обслуживания локомотивов на станциях Карымская и Забайкальск.

Велась реконструкция локомотивных ремонтных депо на станциях Магдагачи и Чита, была продолжена комплексная реконструкция участка Карымская – Забайкальск (электрификация участка Борзя – Забайкальск) и реконструкция станции Забайкальск (сортировочной системы колеи 1435 метров).

 

Всего в 2019 году осуществлялись строительно-монтажные работы по 76 объектам, велась разработка проектно-сметной документации по 36 объектам, в том числе по строительству нового Керакского тоннеля на перегоне Ковали – Ульручьи. В 2020 году ОАО «РЖД» направило на развитие Забайкальской железной дороги 51,6 млрд рублей, что на 43% выше объема инвестиций 2019 года. Инвестиции направлены на развитие инфраструктуры станций, реконструкцию пути и искусственных сооружений, обновление объектов энергоснабжения. В I полугодии 2020 года выполнена укладка станционных путей на станциях Карымская, Чита-1, Чита-2, Екатеринославка, Забайкальск, Хилок, Белогорск-2. На станции Могоча открыто новое здание эксплуатационного локомотивного депо, а на станции Магдагачи – пункт экипировки, который дал возможность проводить обслуживание локомотивов без отцепки от поезда. Благодаря этому теперь грузовые поезда будут следовать от станции Карымская до станции Смоляниново (3 тыс. км) без переформирования. Это позволило сократить потребность в локомотивах на данном участке на 8 единиц в сутки.

 

1.jpg

 

Также в 2020 году был сдан в эксплуатацию пункт технического обслуживания локомотивов на станции Забайкальск. Сюда будут заходить магистральные и маневровые тепловозы, в том числе задействованные во внешнеторговых перевозках по путям с узкой колеей 1435 мм на пограничном переходе Забайкальск (РФ) – Маньчжурия (КНР). После завершения электрификации участка Борзя – Забайкальск на предприятии начнут ремонтировать
и экипировать электровозы пассажирского и грузового движения. Предприятие рассчитано на проведение технического обслуживания 21 локомотива в сутки. Инвестиции ОАО «РЖД» в строительство объекта составили более 600 млн рублей. Инвестиции ОАО «РЖД» в рамках проекта по комплексной реконструкции и электрификации участка Борзя – Забайкальск, в том числе с развитием станции Забайкальск, составили в 2020 году 5,1 млрд рублей. Завершение реализации проекта планируется в 2021 году.

 

Реконструкция участка Карымская – Забайкальск началась в 2005 году в рамках инвестиционного проекта «Перевозка нефти в Китай» и стала одним из первых осуществляемых проектов, предусмотренных «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». В период до 2012 года выполнены работы по реконструкции первого главного пути на 24 перегонах участка Карымская – Борзя протяженностью 207,48 км, укладке бесстыкового пути, возведению двух путепроводов, реконструкции локомотивного депо станции Карымская, 1 и 2 очередей реконструкции станции Карымская, реконструкции станции Оловянная, внедрению новой системы автоблокировки на участке Карымская – Забайкальск, диспетчерской централизации на участке Оловянная – Борзя – Забайкальск, строительству служебного жилья, электрификации участка Карымская – Оловянная протяженностью 248 км. В период 2013-2020 гг. на реализацию проекта направлено в общей сложности 15,8 млрд руб. В рамках комплексной реконструкции участка Карымская – Забайкальск осуществляется реконструкция сортировочной системы колеи 1435 мм на станции Забайкальск, строительство вторых путей на участке разъезд № 115 – Соктуй. На станции Забайкальск построены ангарный склад для перегрузки скоропортящихся и тарно-штучных грузов и 4 перегрузочных платформы с навесами, сдан в эксплуатацию корпус нового пункта технического обслуживания локомотивов. Аналогичный объект возводится на станции Карымская.

 

1.jpg

 

В 2019 году торжественно сдан в эксплуатацию 984-метровый железнодорожный мост через реку Зея.

 

Это самый большой из построенных на сети ОАО «РЖД» за последние годы железнодорожный путепровод. Строительство велось с 2016 года круглогодично в рамках реализации инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей». Новый мост расположен на участке Михайло-Чесноковская – Арга Забайкальской железной дороги и предназначен для пропуска поездов по Транссибирской магистрали в направлении с запада на восток.
Протяженность моста с учетом подходов составляет около 3,4 км. Для сокращения срока строительства возведение опор и сборка пролетных строений осуществлялись параллельно с двух берегов, что позволило выполнить работы с опережением срока. Благодаря усилиям строителей работы завершены на год раньше срока.

 

Конструкция нового моста предполагает пропуск по нему грузовых поездов повышенного веса со скоростью до 90 км/ч, а также пассажирских поездов со скоростью до 120 км/ч. Это позволит существенно повысить пропускную способность участка и сократить время доставки грузов по железной дороге к морским портам Дальнего Востока. Инвестиции ОАО «РЖД» в строительство объекта составили 4,7 млрд рублей.

 

1_1.jpg

Масштабное обновление парка локомотивов на Забайкальской железной дороге началось в 2011 году с поступления 33 новых трехсекционных грузовых магистральных электровозов серии «Ермак» - 3ЭС5К и 10 маневровых тепловозов серии ТЭМ7А. В течение последующих семи лет парк грузовых локомотивов был полностью обновлен. С 2011 по 2017 годы на Забайкальскую железную дорогу поступило 507 электровозов серии «Ермак». В 2011-2018 годах локомотивный парк дороги пополнился 99 маневровыми тепловозами серии ТЭМ-18ДМ и 10 маневровыми тепловозами серии ТЭМ7А. В 2019 году обновление локомотивного парка железной дороги продолжилось. Общая сумма инвестиций по данному направлению составила 6,3 миллиарда рублей. На магистраль поступили 43 локомотива. С начала 2020 года, помимо поставок новой техники от производителей, на ЗабЖД с других дорог сети ОАО «РЖД» в рамках замены локомотивов пришли 10 грузовых электровозов 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги. Модифицированные машины по сравнению с серийными электровозами «Ермак» позволяют водить поезда повышенной массы на участках со сложным рельефом. Также на Забайкальскую железную дорогу с других дорог передислоцировано 14 магистральных тепловозов 2ТЭ25КМ. Они прошли испытания на участке Борзя – Забайкальск. Изготовленные в двухсекционном исполнении, тепловозы 2ТЭ25КМ позволяют водить поезда весом 6300 тонн и заменят использующиеся на дороге трехсекционные локомотивы 3ТЭ10. Программа развития локомотивного комплекса Забайкальской железной дороги в 2020 году предусматривала инвестиции ОАО «РЖД» в размере 4,5 млрд рублей.

 

1.jpg

В рамках инвестиционной программы «Строительство технологического жилья» в 2012-2018 гг. на полигоне Забайкальской железной дороги работников основных профессий и должностей (на период работы в компании) построены 35 жилых домов. В 2012 году введены в эксплуатацию 7 двухквартирных жилых домов на станциях Амазар, Ксеньевская, Сбега, Зилово, Завитая и 2 двухквартирных дома на станции Ерофей Павлович. В 2013 году введены в эксплуатацию 3 двухквартирных жилых дома на станциях Бамовская, Талдан, Ушумун; 8-квартирный жилой дом на станции Артеушка; 30-квартирные жилые дома на станциях Оловянная и Могойтуй. В 2014 году введены в эксплуатацию 10 двухквартирных жилых домов на станциях Бурея, Екатеринославка, Серышево, Ледяная, Ушумун Бада, Куэнга, Могзон, Ерофей Павлович (2 дома); 60-квартирные жилые дома на станциях Белогорск и Сковородино. В 2016 году введены в эксплуатацию 27-квартирный жилой дом на станции Уруша и 60-квартирный жилой дом на станции Магдагачи. В 2017 году выполнялось строительство второго 27-квартирного жилого дома на станции Уруша и 2-квартирного жилого дома на станции Ксеньевская. Кроме того, выполнены проектно-изыскательские работы 27-квартирных жилых домов на станциях Карымская (2 дома), Могоча, Ерофей Павлович, Сковородино и 2-квартирного жилого дома на станции Сбега.

 

Инвестиции ОАО «РЖД» в развитие специализированного жилищного фонда на Забайкальской железной дороге в 2018 году составили более 300 млн рублей. В 2018 году в поселке Уруша Амурской области сдали в эксплуатацию 27-квартирный дом общей площадью 1,5 тыс. кв.м и 2-квартирный жилой дом на станции Ксеньевская. В 2019 году на ЗабЖД продолжил пополняться специализированный жилищный фонд дороги. В эксплуатацию введены два 27-квартирных дома на станциях Ерофей Павлович и Карымская, 2-квартирный жилой дом на станции Сбега. Общий объем инвестиций, освоенных в 2019 году на строительство жилья для работников Забайкальской магистрали, составил 293,7 млн рублей. В 2020 году на проектирование и строительство жилья на станциях Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД» направило 97,1 млн рублей. Новый дом для работников Забайкальской железной дороги был сдан на ст. Сковородино в феврале 2020 года, а 30 сентября ключи от квартир в 27-квартирном благоустроенном жилом доме получили железнодорожники на станции Могоча. В рамках проектов социального развития Забайкальской железной дороги в 2020 году также велось строительство 27-ми квартирного жилого дома в поселке Карымское, детских садов в городе Хилок и поселке городского типа Аксеново-Зиловское. В 2021 году планируется строительство 27-квартирных домов на станциях Борзя и Магдагачи.

 

11.jpg

Одним из важных инвестиционных проектов на Забайкальской магистрали является строительство образовательных учреждений в долевом участии с Правительство Забайкальского края. Проекты ОАО «РЖД» с правительством Забайкальского края по совместному строительству детских образовательных учреждений на Забайкальской железной дороге реализуются с 2009 года. За это время построено 4 детских сада – по одному в поселках городского типа Забайкальск и Карымское, в городах Чита и Борзя. 50% мест в них предоставляется детям работников ОАО «РЖД».

 

Кроме того, между Правительством Забайкальского края и руководством ОАО «РЖД» была достигнута договоренность о строительстве еще четырех объектов на территории региона – детских садов в городе Хилок и поселке Аксеново-Зилово, рассчитанных на 240 и 80 мест соответственно, а также двух школ-детских садов в Могоче и Могзоне. Представители Правительства Забайкальского края выразили поддержку и заинтересованность в строительстве указанных объектов на основе софинансирования, их строительство запланировано на 2019-2021 гг.

 

Начаты работы по подготовке к реализации еще одного совместного проекта – строительства образовательного комплекса «школа – детский сад» на станции Могоча, рассчитанного на 790 мест. Кроме того, в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» на полигоне обслуживания Забайкальской железной дороги запланировано строительство детских садов ОАО «РЖД» на станциях Хилок на 240 мест и Зилово на 80 мест.

 

Строительство образовательных учреждений дошкольного и общего образования способствует развитию социальной инфраструктуры в Забайкальском крае, обеспечению качественными и доступными образовательными услугами детей работников ОАО «РЖД».

 

11.jpg