75 лет Победы!

С наступлением войны железные дороги страны экстренно стали создавать спецформирования НКПС: стационарные и передвижные военно-эксплуатационные отделения, колонны паровозов особого резерва, путе- и водоремонтные колонны и т.д. и направлять их на запад, к линии фронта для проведения восстановительных и ремонтных работ подъездных путей и подвижного состава, для обеспечения воинских перевозок в пределах тыловых границ действующих фронтов.

На основании приказа НКПС от 28.03.1944 г. № С - 307/Ц сформировано Военно - эксплуатационное отделение № 31 (ВЭО - 31) на Забайкальской железной дороге, которое действовало с 08.04.1944 по 13.10.1944.

 
По приказу НКПС № С-307\Ц от 28.03.1944 г. начальником ВЭО-31 был назначен Владимир Петрович Бухвалов, в ВЭО переданы работники Забайкальской и Амурской железной дороги, общая численность личного состава составляла 1390 человек. 

*Бухвалов Владимир Петрович

Бухвалов Владимир Петрович - начальник военно-эксплуатационного отделения № 31 в 1944-1945 годы Родился в 1906 году в семье путевого рабочего Кругобайкальской железной дороги. Образование средне-специальное, в 1930 году окончил Томский железнодорожный техникум – техник-эксплуатационник. Вся трудовая деятельность прошла на Забайкальской железной дороге. Награжден знаком «Ударнику Сталинского призыва», «Почетному железнодорожнику», орденом Ленина и Трудового Красного Знамени, именными часами, медалью «За трудовое отличие».

 

Согласно плану расстановки по дорогам резервных и действующих отделений и приказа начальника Забайкальской железной дороги – Генерал – директора тяги III ранга Корчаченко Ивана Андриановича № 23\Н от 03.04.1944 г. ВЭО-31 было откомандировано на Белорусскую железную дорогу с местом дислокации – г.Гомель и подчинением начальнику Генштаба войск 1-го Белорусского фронта. Отделение было прикреплено к в\ч 53273 «У» и работало в её составе на восстановлении разрушенных бомбёжками путей и восстановлению пропускной способности военных эшелонов.

Для укомплектования действующего ВЭО-31 были отобраны физически здоровые и опытные работники управления дороги, станций, депо и др., способные полностью обеспечить работу транспорта в прифронтовых условиях.

Приказом начальника Забайкальской железной дороги – Генерал – директора тяги III ранга от 03.04.1944 г. № С - 23/Н во исполнение приказа Народного Комиссара Генерал-Директора Путей Сообщения А.М.Кагановича личный состав ВЭО № 31 Забайкальской железной дороги откомандирован с дороги на дорогу запада ВЭО № 31 и обеспечен личным оружием, боевым снаряжением, обмундированием и вещевым довольствием по нормам Центрального Отдела Охраны НКПС (так в приказе).  

ВЭО были «малыми дорогами на больших дорогах», имеющими аналогичную структуру и выполняющими те же функции. В их состав входили:

Управление: командование, политотдел, техническое бюро, часть движения, паровозная часть, часть пути, строевая часть МПВО и охрана, финансово-расчётная часть, часть материально-технического обеспечения, общая часть, группа ревизоров по безопасности, гараж.

Железнодорожные станции: распределительные, снабженческие, промежуточные, группа кондукторского резерва.

Оборотное депо, вагонный участок, дистанции пути, дистанции связи, жилищно-ремонтная дистанция, врачебно-санитарный участок, отдел рабочего снабжения.

 В состав формирования входили не только мужчины, но и женщины. Из 1390 человек более 500 были женщины. Почти половина – женщины 19-25 летнего возраста. В формирования зачисляли только незамужних.

Какими только профессиями не владели женщины.

ВЭО 31 сопровождало Белорусский фронт, обеспечивало подвоз всем необходимым нашей армии, восстанавливало пути, по которым воинские эшелоны двигались на передовую, строило, восстанавливало депо. Дислоцировалось на станциях: Гомель, Осиповичи, Слуцк, Жлобин, Грязи, где и издавались приказы по личному составу.

Боевой и трудовой подвиг железнодорожников – участников спецформирований, обеспечивавших тыловые границы 1-го Белорусского фронта, был отмечен ведомственными наградами. Из приказа начальника Белорусской железной дороги № 286\Н от 24 июня 1944 г.: « В мае месяце 1944 года ВЭО-31, 45, 36 и 16, работая по восстановлению Гомельского узла, обеспечили введение в эксплуатацию первоочередных объектов узла в установленный НКПС срок. При остром недостатке скреплений коллективы ВЭО-31, 45, 36 и 16 организовали сборку и реновацию их. Восстановительные работы выполнили качественно. В ходе восстановительных работ ряд работников командного и рядового состава добились повышения производительности труда, выполняя задания на 250-280 %

…от всего личного состава остался 31 %...

Из приказа № 320\Н от 08.07.1944 г.: «За образцовое выполнение восстановительных работ по усилению пропускной способности дороги и своевременное обеспечение ликвидации последствий вражеской авиации…» отличившиеся железнодорожники были награждены знаками «Ударник сталинского призыва», «Отличный восстановитель», «Отличный вагонник», «Отличный паровозник», «Отличник движения», «Отличный связист», благодарностями. Приказы о награждении.

Приказом начальника ВЭО № 31 Бухвалова от 6 августа 1945 года № 126, на основании приказа замнаркомапути от 1 августа 1945 года, в связи с переходом на работу в Управление Забайкальской железной дороги, с 8 августа 1945 года руководство ВЭО № 31 возложено на инженера - майора Гарвалинского.

Приказом начальника ВЭО-31 от 7 сентября 1945 г. № 75 ( г. Чита) в связи с ликвидацией ВЭО-31 и откомандированием командно-политического и руководящего состава отделения на другую дорогу выдана компенсация за неиспользованные отпуска 1944-1945 гг. работникам в количестве 82 чел.

Добровольцы перешли на службу сформированного на ст. Ржев Калининской ж.д. с предложением добровольцам перейти на службу в ВЭО-7.

Приказа о расформировании ВЭО-31 не имеется.

Основание: по архивным документам: ф.19 оп.1Л материалы по формированию ВЭО 31; приказы о премировании личного состава ВЭО 31.

Список используемой литературы: А.О.Баринов, О.Д. Лупежов 2011 г. «Все для фронта! Все для победы!»; В.И.Кулик, О.Д. Лупежов 2000 г. «Дорога – это жизнь».

screenRenderTime=0