75 лет Победы!

Колонна паровозов особого резерва № 17 Народного комиссариата путей сообщений СССР (ОРКП)

Колонна паровозов особого резерва № 17 НКПС СССР была сформирована на Северной железной дороге ст..Данилов в августе 1942 года согласно приказа НКПС № 932/Ц от 11 сентября 1942 года и на основании постановления ГМО от 7 сентября 1942 года № 2208 СС

Колонна создана для обслуживания головных участков фронтов Отечественной войны: по приказу НКПС была направлена для обслуживания воинских перевозок, обслуживала фронты: Волховский, Калининский, Сталининградский, 1-й Украинский, 1 и 3-й Белорусские, а так же Курскую дугу.

По приказу НКПС для работы в колонне направлялись машинисты, кочегары, кондукторы из депо Шарья, Буй, Иваново, Бабаево, Тихвин, Киев, Слюдянка, Могзон и ряда других. Списки

…Паровозные колонны представляли собой особую форму эксплуатации, при которой обеспечивалась высокая манёвренность, оперативность, возможность сосредоточения перевозочных средств в районах массовых воинских перевозок, способность успешно работать в отрыве от локомотивных депо и от ремонтных баз на больших полигонах. Колонну возглавлял начальник и комиссар (позднее заместитель по политчасти). На эти должности назначались, как правило, руководители служб, отделений, партийные работники. Колонна состояла из рот (по пять паровозов в каждой). Команда, обслуживавшая паровоз, составляла взвод, который возглавлял старший машинист.

При обслуживании прифронтовых дорог колонны поступали в подчинение командования фронтов и армий...

…Летом 1945 года дан приказ сдать паровозы в депо Шяуляй, а личному составу в своих вагонах отправиться в Читу, куда и прибыли 3 июля 1945 года, но радость возвращения домой длилась недолго…На Дальнем Востоке у забайкальских, приамурских и дальневосточных границ была сосредоточена более чем миллионная Квантунская армия.

Наркомат путей сообщения учитывал, что Забайкальская железная дорога стала важнейшей стратегической магистралью для обеспечения трех фронтов на Востоке – 1-го и 2-го Дальневосточного и Забайкальского., - учитывая огромный рост грузонапряженности в связи с воинскими перевозками направлены все силы для разгрома с империалистической Японией.

Для базирования Забайкальского фронта выделялись семь железнодорожных участков протяженностью от 47 до 366 км, из них два – союзной колеи (их пропуская способность была по 18 пар поездов в сутки) и пять военно – полевых железных дорог с пропускной способностью от 350 до 1200 т в сутки. Фронтовой распорядительной станцией служила станция Борзя с отделением на станции Баин – Тумэн.

ОРКП-17 прибыла на дорогу со своими паровозами серии Еа и была закреплена за депо Борзя для обслуживания однопутной линии Карымская – Борзя – Баин-Тумен. Пропускная способность линии составляла всего 7 пар поездов в сутки, к июню 1945 года постороено 13 разъездов, что увеличило пропускную способность до 18 пар поездов в сутки.

Личный состав колонны, прибывший без паровозов, сразу приступил к их сборке, сорбранные паровозы немедленно отправлялись в работу. Возросший парк паровозов не обеспечивался углем, вопрос решался снабжением топливом из госрезервов. Черемховский уголь был поднят со складов, где хранился и обновлялся всю войну. Часто на паровозе работали двое – машинист и помощник без кочегара. Люди спали по 4-5 часов прямо в помещениях вызова паровозных бригад.

Только на Забайкальской железной дороге в первом полугодии 1945 года машинисты паровозов доставили к линии фронта на 811 тяжеловесных поездов больше, чем за весь предыдущий год...

К концу августа 1945 года Квантунская армия была разгромлена, советские железнодорожники, прежде всего Забайкальской, Амурской, Дальневосточной железных дорог внесли достойный вклад в Победу Советских Вооруженных Сил.

Самоотверженный труд 208 работников был отмечен 660 медалями, 121 знаком отличника, 105 знаками ударника, 12 человек за работу на Дальнем Востоке стали почетными железнодорожниками.

Поставлением Совета Народных Комиссаров СССР № 183 от 25 января 1946 года, приказом Министерства путей сообщения № 319/Ц от 17 апреля 1946 года «О расформировании спецформирований железнодорожного транспорта, организованных в период войны», паровозная колонна № 17 расформирована по месту дислокации на Забайкальской железной дороге в сентябре 1948 года.

screenRenderTime=1